Что вы знаете о самоуправлении? А о самоуправлении в школьной жизни? Для кого-то это вопрос, не требующий раздумий, кого-то же он заставит напрячь свою память. Любая система требует упорядоченности, структурированности. Роли и действия всех субъектов должны быть четко разграничены. Ведь это не только повысит качественность и результативность взаимодействия людей, но и позволит каждому проявить свои способности и развить существующую предрасположенность к определенным сферам деятельности.

Школа – это тоже система. Ученики не только получают знания, но и участвуют в жизни школы на разных уровнях. Управление классными делами, организация и проведение школьных концертов, конкурсов, соревнований, собрания школьного совета учеников, представление своего учебного заведения в городских акциях и слетах.

Конечно, не каждый готов заниматься подобной деятельностью, но лишь те, кому это действительно интересно. Что сможет лучше помочь выявить творческие и лидерские способности, укрепить веру в себя и свои возможности, поможет преодолеть страхи и устранить недостатки! Но у каждого свое мнение по этому поводу, и узнать, что же думают об этом наши ученики, мы могли на очередной переговорной площадке на тему «Самоуправление. За и против».

Я уже не в первый раз выступала в роли ведущей дебатов, но этот раз стал для меня особенным. Во-первых, потому что это мое последнее выступление в роли участника, не слушателя из зрительного зала. Теперь десятиклассники заправляют на переговорной арене. Во-вторых, я получила возможность своими глазами увидеть, как изменилось настроение аудитории 10 классов, по сравнению с их первыми дебатами. Былая скованность, скромность практически исчезли, они уже не боялись задавать вопросы и вступать в дискуссию, хоть и была заметна некоторая неуверенность и страх сказать что-то лишнее или несоответствующее ситуации. Но ребята справились. И, в-третьих, в этот раз технология и порядок выступления изменились. Теперь спикеры вели диалог не только с залом и своими оппонентами, но и с ведущими. Они так же могли задать вопросы выступающему, высказать свое мнение по проблеме, опровергнуть или согласиться с позицией участника. Директор школы Любовь Андреевна Паздникова задавала тезисы, рассуждения по которым ребята должны были дать в режиме реального времени, без предварительной подготовки. Это было так увлекательно, необычно и развеяло напряженность в зале.

Ребята смогли выявить и отрицательные, и положительные стороны самоуправления, рассказали о недостатках и достоинствах школьной системы в области развития управленческих, деловых качеств учеников. Их рассуждения были основаны не только на прочитанной литературе, но и на личном опыте, что делало их выступления занимательными, заставляло прислушиваться к каждому слову.

Десятиклассники овладели технологией дебатов, и доверить им их организацию и проведение теперь совсем не страшно. Ведь переговорные площадки уже стали неотъемлемой частью нашей школьной жизни, и очень хочется, чтобы их роль с каждым годом только росла и не теряла своей актуальности и значимости!

Валерия Баранник