Чтение – лучшее учение!

Заведующая библиотекой Горбач Е. А.

Школьная библиотека – важнейший ресурс развития образования, и её деятельность по формированию информационной культуры становится эффективным инструментом модернизации общеобразовательной школы, когда образование ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей.

А.С. Макаренко говорил: «Ценность чтения - это способность донести до читателя истину через чтение» И поэтому наша школьная библиотека становится первым шагом в этом направлении.

Одной из важнейших задач работы библиотеки на сегодняшнем этапе является воспитание устойчивого интереса к книге, привлечение внимания к проблемам чтения.

Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Таким образом, проведение «Открытого урока чтения» в образовательных учреждениях России 9 октября 2007 года стало составной частью режима работы школы. Открытый урок чтения проводится один раз в четверть во всех классах одновременно. Целью Урока является привлечение внимания учащихся к книге и чтению, как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений. Темы уроков разнообразные - это и громкие читки, и читательские конференции, урок - игра и урок - викторина, литературная викторина и урок - соревнование, беседы по книгам и литературные гостиные. После проведения открытого урока начинается заключительный проект - создание презентаций, рисунков, буклетов.

В целях активизации краеведческой работы были проведены открытые урок чтения в 1 и 2 четверти по теме: «Сказания дальневосточных аборигенов» и «Край родной, дальневосточный». На первом этапе нами, библиотекарями, для учащихся был представлен обзор дальневосточной литературы, медиапрезентация: «Коренные и малочисленные народы Хабаровского края», « Анюйские феномены», прослушивание аудиокниги «Сказки народов Севера». И только после этого уроки были проведены в классах классными руководителями.

Школьной библиотекой была издана книга творческих работ учащихся «Амурский сказочник». Учащиеся работали самостоятельно: создавали идею, содержание, иллюстрации. Работа длилась несколько недель, потом в фойе школы была организована выставка созданных сказок учащимися разного возраста, т.к. такая выставка работ позволяет увидеть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Победители награждены дипломами. А учащиеся, принимавшие участие в городском конкурсе и вышедшие в финал, награждены диплом отдела образования города.

Анализируя работу по проведению открытых уроков чтения, мы стремимся выявить степень удовлетворенности учащихся такими уроками. С этой целью было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов. Была разработана анкета, которая включала следующие вопросы:

- помогают ли вам уроки чтения?
- открыли ли вы для себя новые книги, жанры?
- можно ли с помощью чтения повысить культурный уровень учащихся?
- час чтения для меня - это…
- нравится ли вам читать?

В анкетах отмечены следующие положительные стороны работы:

90% учащихся отметили, что уроки чтения помогают им. Ответы были разные: «В жизни бывают разные ситуации, и, узнав поступок книжного героя, ты не повторишь его ошибки. Ещё появляются верные, интересные мечты». (Ильина Н. 7а кл.)

Мы знакомимся с произведениями авторов Дальнего Востока. Из этих произведений мы узнаем красоту нашего края, узнаем историю. (Трофимова С.)

Мне уроки чтения помогают расширять кругозор, дают возможность свободно ориентироваться в мире литературы, читать произведения, помимо школьной программы. (Свириденко А.)

Сложившаяся система работы способствует возрастанию читательской активности учащихся.

Час чтения для меня – это…
- дополнительное время для знакомства с новыми произведениями;
- интересное занятие;
- выступление перед одноклассниками;
- отдых;
- скука.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что:

1. такая работа уже приносит положительные результаты;
2. открытый урок чтения приобщает ребят к чтению и письму – учащиеся увлекаются чтением, письменным творчеством, созданием презентаций;
3. проводя открытые уроки чтения, мы видим, что качество и системность чтения у учащихся изменились. Сегодня они часто посещают библиотеку, выбирают много серьезной литературы для чтения, на некоторые книги создается запись, и книги выдаются в порядке очереди.

Реализуемое в школе направление поддерживающего чтения, позволяет пробудить у школьников интерес к книге и чтению, сформировать художественные и литературные вкусы.