Рассказывают ребята, занятые на создании панорамы, десятиклассницы Анна Кожухарь и Мария Филатова.
- Нравится ли вам делать макет?
- Да, очень нравится, это очень сближает наш коллектив, воспитывает работоспособность.
- Кто вам поручил эту работу?
- Это была инициатива директора школы Любови Андреевны Паздниковой. Мы с радостью согласились. Приступили к панораме. Нам очень помогла Тамара Васильевна Мартова.
- У вас случаются споры во время такой большой творческой работы?
- Да, очень часто спорили, даже ссорились, когда что-то не получалось. Но потом преодолевали этот этап и шли дальше. Не смотря на сложности, панорама получается очень красивой.
- Аня, что выполняла именно ты?
- Я вместе с Машей рисовала дом, людей. Мы рисовали дом в центре. Нелегко было его рисовать. Нужно было передать различные породы дерева, из которых он создан. Мы выбрали именно такой широкий панорамный вид, чтобы зрители могли ощутить всю тогдашнюю действительность, обстановку, культуру.

Татьяна ТОМИК, ученица 8 «ф» класса.

- Вы говорили о спорах во время работы, а что вызывало наибольшие разногласия?
- Ну, например, споры по поводу терема в центре композиции, - ответила Аня. – Мы штриховали его карандашом. Моя часть получилась более светлой. А Машина более темной.
- Может это и хорошо, возник эффект солнечного освещения. А насколько сложна карандашная техника?
- Для нас это уже не сложно, мы работали в такой технике уже не раз. А новичку будет сложно. Но это специальные карандаши, мягкие и яркие. Ими приятно работать.
- Вот я вижу, вы рисуете животных. Как пришла идея включить их в композицию?
- Сначала мы сделали макеты всех зданий, ладьи. Потом увидели, что небо панорамы пустует. Пришла мысль добавить птиц. И когда небо украсили птицы, пустым показался уже пейзаж. Решили добавить людей и животных.
- В центре панорамы стоит князь Владимир. Я видела, что рисовали его вы, Аня. Какими чертами характера вы его наделили?
- Он сильный, властный. Ведь надо знать дух того времени. Оно было непростым и противоречивым. И князь ему соответствовал. Мы искали везде, в сети Интернет, в энциклопедии каноны красоты той эпохи. И только после этого я взялась за фигуру князя. Нас очень вдохновили на эту работу и отец Владимир, и владыка Николай, много рассказавшие нам о том времени и его значении. Ведь визуальных материалов о времени крещения Руси крайне мало.
- С каким настроением работаете над панорамой?
- С особенным, - ответили обе девочки. - Если бы это была просто творческая работа, мы бы делали ее с удовольствием. Ну и только. А создавая панораму, мы ощущаем духовный прилив, причастность к вечным ценностям.
- Вы уже знаете, где будет находиться готовая панорама?
- В епархии. Отец Николай уже ждет окончания нашей работы. Она будет закрыта стеклом и украсит храм. Для нас это большая ответственность.

По материалам мастер-класса подготовила Софья КОВАЛЕНКО, ученица 8 «ф» класса.

  Рассказывает руководитель проекта Тамара Васильевна Мартова:
- Как у вас появилась идея создания такой панорамы?
- В этом году мы празднуем тысячелетие со дня преставления Святого Равноапостольного князя Владимира, в городе много мероприятий посвящены этому событию. И нам в рамках проекта «Подвижники земли русской» захотелось отразить время крещения Руси в своём творчестве. Мы стремились создать что-то необычное, и… сделали панораму.

- Где вы брали образцы теремов, ладьи, человеческих образов для того, чтобы показать, какой была Россия в то далекое время?
- Как раз здесь мы столкнулись с трудностью. Информации о том времени очень мало. Мы брали из сети Интернет образцы зданий, сооружений, церкви. Церковь тогда была единственной и находилась в Киеве. Найдя примерные образцы, мы приступили к работе. Но затем столкнулись с новой проблемой: необходимо было включать в композицию людей, принимающих обряд крещения. На картинах художника Васнецова люди, которые крестились, были обнажены, а у художника Перова одеты. Так как же правильно? Нам было важно, но информации мы нигде не нашли. Мы обратились к нашему учителю истории Ольге Николаевне Васильцовой, пригласили отца Владимира и епископа Амурского и Чегдомынского Николая. Все они рассказали нам о крещении, ребята, занятые на создании макета, задавали дополнительные вопросы. Вот так, шаг за шагом продвигались в создании панорамы. И немало уже узнали о времени крещения Руси. Девчата даже подготовили презентацию для семиклассников на эту тему. И ученики седьмых классов потом сделали книжку по материалам презентации.

- Панорама выполнена в разных техниках. Например, терем выполнен карандашом, церковь, здания, пейзаж - гуашью. Почему вы решили использовать разные техники в одной панораме?
- Разными техниками мы хотели добиться нужного эффекта, подчеркнуть разные структуры зданий. Дерево мы выполнили гуашью, а терем - акварельными карандашами. Они отличаются от простых цветных карандашей маслянистостью, стойким, насыщенным цветом. Если бы мы использовали обычные цветные карандаши, такого эффекта не было бы.
- Какой эпизод истории Руси изображен на панораме?
- На панораме изображено непосредственно крещение, уже после того, как крестился сам князь Владимир. Жизнь князя Владимира вызвала у нас большой интерес. Этот образ неоднозначен. Князь проливал кровь, у него было несколько жен. Некоторыми своими деяниями он представался в несколько отрицательном образе. Но когда он ослеп, он крестился, после чего прозрел. Поэтому его выбор крещения Руси – сознательный, прочувствованный.
- Казалось бы, такой важный почти иконописный сюжет, и вдруг мы видим на панораме кур, поросят… Какую роль играют животные в вашей работе?
- Они созданы, чтобы полностью «оживить» пейзаж. Те, кто увидит нашу панораму, полностью проникнутся правдой жизни, искренностью.
- В ваших планах – наложить звук. Каким вы себе представляете озвучивание этого проекта?
- Работа будет не только озвучена. Панорама будет подсвечена, помещена под колпак. А для озвучивания будет записана музыка о Руси, о крещении и даже слова самого князя Владимира.
- Что значит для вас эта работа в духовном плане?
- В душе есть чувство благодати, ощущение большой значимости этого проекта.

По материалам мастер-класса подготовила Анастасия ЧЕРА, ученица 8 «ф» класса.